Пассия
В воскресные дни с 17-00 26 марта и 2 апреля в нашем храме прошли особые великопостные службы под названием пассия. Всего таких служб предусмотрено четыре (по числу евангелистов) по воскресным дням Великого поста. Пассия для несведущего уха звучит едва ли не фривольно, ассоциируясь с разговорным ироничным именованием возлюбленной. Однако название этой службы более чем серьёзное. Оно образовано от латинского passio (passionem) – страдание, страсть. Воспоминаются Страсти Христовы, последние трагические дни его земной жизни, Крестные мучения. Последование пассии — вечерня с акафистом Страстям Христовым и чтением евангелия, описывающих Страдания Христа. Во время такого чтения принято стоять с зажженными свечами, а в конце службы поклоняться кресту. Богослужебным уставом пассия к обязательному исполнению не предписана, но это безусловно благочестивая, глубоко символичная и нравоучительная служба, которая к сегодняшнему дню укоренилась в русской православной традиции. Составлена пассия была относительно поздно – в XVII веке святителем Петром (Могилой), митрополитом Киевским, прославленным в лике святых. Поначалу она служилась только в Юго-Западных епархиях русской церкви. Распространению пассии мешали идущие до сих спор споры – перенята ли нами эта традиция у католиков или это самостоятельное исключительно православное творение святителя Петра. У католиков и позже протестантов евангельское повествование о Страстях Христовых буквально разыгрывалось по ролям с соответствующими костюмами и музыкой. В русской традиции такая форма напрочь отсутствует, и пассия если и перенята, то перенята её благочестивая духовная суть без легкомысленной оболочки в виде театрального представления. Суть православной пассии – сопереживание со Христом Его Страданий, научение жертвенности и буквально сораспятие. Без этого не будет и торжества Воскресения и пасхального ликования, которое нам уже скоро предстоит пережить.