Мученики Борис и Глеб
6 августа в нашем храме отметили память благоверных князей Бориса и Глеба, прославленных в лике святых как мученики-страстротерпцы. Это первые русские святые. Они по праву заслуживают именоваться и Первыми и Русскими и Святыми.
Первыми – поскольку они первые князья-страстотерпцы. Это уникальный вид святости, отличительная национальная черта именно нашего народа. Борис и Глеб первыми пострадали не только за Христа и веру, но в первую очередь за отечество, во имя мира на русской земле. Кроме того, первыми они именуются и потому, что первыми из русских канонизированны сразу одновременно церквями Руси и Византии. Первые из наших соотечественников, к кому можно было официально обращаться с молитвой. Даже их великий отец – святой равноапостольный князь Владимир и бабушка – святая равноапостольная княгиня Ольга были прославлены в лике святых значительно позже, чем они. К тому времени русские люди уже много десятилетий (а то и веков) возносили молитвы и свидетельствовали о многочисленных чудесах у мощей святых мучеников Бориса и Глеба.
Русскими (с большой буквы) – потому, что проявили величайшую любовь к отечеству и играют важнейшую роль в судьбе Святой Руси. Своим подвигом они предотвратили страшное кровопролитие, спасли тысячи русских жизней и сплотили Русь, как в политическом так и в духовном отношении. Позже, когда таких героев уже не найдётся, Русь распадётся на удельные княжества и будет бессильна перед ужасающими бедствиями ордынского ига. Но и в то время святые Борис и Глеб помогали своему отечеству. Они в решающие моменты являлись своим великим сродникам и последователям — Александру Невскому перед Ледовым побоищем и Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Наставляли и вдохновляли их. Помогают они России и сейчас.
Святыми – потому, что показали личные свойства и высокий подвиг истинных святых. Желание Бориса и Глеба уподобить себя Христу Спасителю, принесшего себя в жертву за других, говорит о том, насколько глубоко они верили и насколько глубоко воспринимали евангелие. Борис и Глеб добровольно отдали жизнь «за други своя», а по евангельскому свидетельству «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13. Борис и Глеб, следуя евангельскому духу, не стали отвечать злом на зло, хотя как искусные воины и полководцы вполне могли это сделать. Они показали абсолютную покорность Воле Божией. Проявили величайшее послушание старшему – их брату Святополку окаянному, убившему их ради власти. Будем же помнить и чтить этих удивительных святых и стараться также как они воспринимать евангельские истины и следовать за Христом!