Крещение Господне — Богоявление
19 января (6 января ст. ст.) в нашем храме отметили один из самых важных и радостных христианских праздников – Богоявление Господне, Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Это древнейший праздник, установление которого относится ещё к апостольским временам, настолько впечатляющим было невиданное прежде событие – явление людям Триединой природы Бога.
В апостольские времена этот праздник был един с Рождеством христовым и назывался Епифания – Явление или Теофания — Богоявление. События, лежащие в основе праздника таковы. В 30 лет (возраст полного совершеннолетия у евреев) Иисус Христос начиная общественное служение, перед которым должен был креститься, отправился для этого на Иордан к Иоанну Предтече. Тот удивился и даже пробовал удержать Христа, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3,14). Иоанн Предтеча крестил крещением покаяния, которого не требовалось безгрешному Иисусу. Однако Спаситель крестился «ибо так надлежит исполнить всякую правду» то есть показатель людям пример и свершить Промысел Божий. Когда Христос выходил из воды – над Ним разверзлось небо и на него спустился Дух Божий в виде голубя. При этом был глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом были одновременно явлены все лица Пресвятой Троицы. Если остальные крестившиеся от Иоанна Предтечи омывали в Иордане свои грехи, то Спаситель, наоборот символически принял эти грехи на себя, чтобы понести их до искупительной смерти на кресте, поэтому символ принятие христианства – омовение и погружение в воду носит название крещение (от слова крест). Погрузившись в водную стихию, Христос освятил её и эта вода стала для христиан символом очищения и благодати. Главная особенность богослужения на праздник Богоявление, а также в крещенский сочельник – это великое освящение воды. Крещенская вода, называемая «агиасма» — великая святыня. Её пьют только натощак. Однако на праздник её можно пить весь день. Крещенские купания в Иордани – это скорее народная, а не церковная традиция. Тем не менее, с молитвой окунаться во имя Отца и Сына и Святого Духа – вполне благочестиво. Будем же право чтить Пресвятую Троицу, явившуюся в этот великий праздник, славить крестившегося по смирению Христа и помнить об обетах, которые давали когда крестились сами.